Люди с ограниченными возможностями научат окружающих гуманизму

«Наш Красноярский край», 09.12.2011

Если следовать этому постулату, то наше российское и, в частности, красноярское общество все-таки цивилизованное. Конечно, нам пока далеко до стран старой Европы. Внимательные красноярцы, побывавшие за границей, очень часто среди прочих впечатлений как об одной из главных достопримечательностей рассказывают об отношении к инвалидам. О специально приспособленных для колясочников автобусах, лифтах, широких коридорах и лестницах, по которым даже невидящий человек может передвигаться без помощи посторонних.

О том, как заботятся о приемных детях, больных, например ДЦП или с синдромом Дауна, европейцы.

У нас пока все не так хорошо. Основных причин, как выяснилось из разговоров с теми, кто сам является инвалидом либо постоянно общается с ними, две. И какая главнее, так же сложно решить, как и известную задачу про первенство между курицей и яйцом.

Одна из причин, по мнению Михаила Яшина, как раз отношение общества к инвалидам.

– Особенность российского и советского государства в том, что мы строили счастливое общество, а в нем не могут находиться люди с ограниченными возможностями. И их как бы не было. И теперь здоровые люди не могут  переносить рядом с собой больных и инвалидов.

Из этого ли проистекает второй фактор, или причинно-следственная связь прямо противоположна, как уже отмечалось, сказать трудно. Но наши города и веси плохо приспособлены для комфортной жизни инвалидов. И решить эту проблему одним махом невозможно. Даже не говоря о том, сколько на это потребуется средств, как перестроить дома-хрущевки, школы и садики  50–70-х гг. прошлого века?

Обычные необычные школьники

– У нас есть девочка-колясочница, которую мы учим на дому. Я ее не могу пригласить в школу на праздники или какие-то другие мероприятия. Потому что в школе нет пандуса, нет подъемника, очень узкие коридоры. Ко мне обращались из общества родителей детей-колясочников с просьбой взять их ребятишек на обучение. Но я не могу. Хотя мы хотим и считаем необходимым, чтобы дети-колясочники и другие ребята с ограниченными физическими возможностями учились в общеобразовательной школе. Уверена, что это очень нужно не только им, но и остальным детям, – говорит директор красноярской школы № 17 Ирина Коньшина.

А она знает, о чем говорит. Уже 15 лет в ее школе внедряется инклюзивное образование – то есть в обычных классах учатся дети с ограниченными возможностями. Начинала школа с ребят с логопедическими проблемами. А 12 лет назад взяла слабослышащих ребят. Сейчас в нее ходят около 40 учеников с проблемами слуха. Есть ученики с болезнями позвоночника и ДЦП. Предварительно, по словам Ирины Коньшиной, пришлось проделать очень большую работу: обучить педагогов, подготовить ребят. Но задача стоила того:

– Наши дети всегда помогают друг другу, и видеть это очень трогательно. В свое время ученики были готовы к тому, что к нам пришли ребята с проблемами слуха, и приняли их очень хорошо. Тем более они сами оказались очень открытыми. И за 12 лет ни разу ни один родитель не пришел и не сказал, что ребенка обидели. И теперь я всегда рассказываю об этом и на родительском собрании в 1-м классе, и самим первоклассникам. Неважно, будут ли у них учиться эти ребята. Ведь первоклашки увидят их в школе. И хотя мы слабослышащим не разрешаем работать в школе с жестовой речью, иногда – для простоты – они между собой общаются жестами.

И можно с уверенностью сказать, что ребята, выросшие в этих классах, не будут делать удивленные глаза при виде купающегося в озере Шира инвалида, как это делают некоторые пьяные сверстники их родителей. Эти дети выросли в обществе, где есть разные люди: и здоровые, и не очень, и с ограниченными физическими возможностями, и с безграничными.

Выйти из резервации

То, что о проблемах инвалидов стали говорить конструктивно и открыто, приносит свой результат, уверена председатель центральной организации общества слепых Красноярского края Валентина Прудкова:

– Если оценивать промежуток в 20 лет, с тех пор как я возглавила местную общественную организацию инвалидов по зрению, отношение к нам изменилось в лучшую сторону очень сильно. Мы тогда были как аборигены, которых нечаянно открыли на каком-то острове. Жили как в резервации, вообще боялись куда-либо выходить. А обществу об инвалидах, об их жизни, тем более проблемах ничего было неизвестно.

Общественные организации, объединяющие людей с ограниченными возможностями, в том числе и инвалидов по зрению, все эти два десятка лет активно проводили работу по воспитанию в обществе, как говорит Валентина Прудкова, «правильного отношения к инвалидам».

– Не такого, что монету в руку положил и забыл. А уметь понять человека и его проблемы, знать, как ему помочь, не обидев. Мы даже разрабатывали вместе с инвалидами всех категорий памятки. Например, как продавец должен обслуживать слепого человека, колясочника, малорослого и т. д. Памятки касались всех сфер жизнедеятельности, которые касаются инвалида.

Еще одна проблема, которую пришлось решать общественным организациям и волонтерам, – интеграция инвалидов в общество. Чтобы и они сами умели себя правильно позиционировать. И окружающие поняли, что это обычные граждане, только нуждающиеся в определенной поддержке.

– Я против акций «Смотри на меня как на равного», – говорит Валентина Ивановна. –  Мы все равно не равны – без помощи общества мы нормально жить и работать не сможем.

«Нам завидуют!»

Помощь – конечно, пока еще не всеобъемлющая, – есть. В Красноярском крае создан координационный совет при губернаторе по вопросам инвалидов. Благодаря ему проблемы доходят до людей, принимающих решения, без лишних проволочек, напрямую. Создан параолимпийский комитет края, в который входят представители всех соответствующих госучреждений.

Сегодня инвалиды, по крайней мере те, что участвуют в жизни своих общественных организаций, полностью включены в общество. Они могут и участвуют в проекте «Спорт без границ», параолимпийцы показывают такие результаты, о которых физически здоровым спортсменам остается только мечтать.

– Когда к нам приходят посторонние люди, не вовлеченные в наши общественные организации, например пенсионеры, они нам даже завидуют: «Какая у вас интересная жизнь!» Ведь в местной организации план работы такой, что люди с одного мероприятия на другое не успевают переходить. Я, чтобы их выловить, звоню или в 8 утра, или в 10 вечера, – признается Валентина Ивановна. – Они у нас везде ходят: и на концерты, и на другие  мероприятия, и на творческие встречи. И если раньше инвалида в толпе легко можно было определить, то сейчас уже это сделать непросто, если нет таких явных признаков, как коляска.

Не откупайся

И все-таки большая часть людей с ограниченными возможностями пока остаются вне общества. Многие безвыходно сидят дома. Кто-то стыдится попросить соседей спустить на улицу, а потом внести обратно. Сами же соседи  не догадываются. А выбраться колясочнику из хрущевки без посторонней помощи нереально. Кто-то настолько погружен в свою беду, что нужен специалист, чтобы вернуть человека к жизни.

Причин, по которым инвалиды сами отделяются от общества, масса. Но даже и тем, кто более-менее мобилен, сложно влиться в общий жизненный поток. Им очень нелегко, а порой и невозможно трудоустроиться. Хотя много такой работы, которую они могут выполнять. Но заниматься их трудоустройством большинство бизнесменов не хотят, потому что нужно создавать дополнительные условия, график. Зачем? Ведь на улице много других безработных.

– Проще откупиться на какое-то время от своей совести и страха (все под Богом ходим), сунув пятидесятирублевую купюру, – говорит Михаил Яшин. – Но если мы хотим развиваться и становиться нормальным обществом, мы должны с этой категорией жить. Дети-инвалиды должны ходить в школу, детские сады. Чтобы дети с ограниченными возможностями воспитывались вместе со здоровыми. Чтобы они помогали друг другу. Граждане, видя жизненную трудную ситуацию, должны помогать – в автобусе, на базаре, на улице.

Известный японский кинорежиссер Акиро Куросава сказал, что не стоит ждать гуманизма от общества, которому нечего есть. Но мы-то не настолько нищие. Может быть, просто стоит чуть-чуть приостановить свой бег, посмотреть вокруг и помочь тому, кто рядом и нуждается в этом. Легче станет жить и нам, и тем, кого называют людьми с ограниченными физическими возможностями. Пусть физические возможности у некоторых наших сограждан ограничены, но ведь сердечность и доброта поистине безграничны. Почему бы нам не воспользоваться собственным ресурсом милосердия?

Поделитесь этой публикацией в социальных сетях: