Образование и трудоустройство

Содействие трудоустройству инвалидов и оборудование для них специальных рабочих мест являются одними из основных сфер деятельности КРО ВОИ. За годы существования организации в этом направлении была оказана помощь нескольким поколениям людей с ограниченными возможностями. Налажено тесное взаимодействие как с крупными частными организациями, такими, как, например, «Ванкорнефть», так и непосредственно с Агентством труда и занятости населения Красноярского края.

Также, что немаловажно, председатель КРО ВОИ Галина Васильевна Зименко входит в состав Общественного совета при Агентстве труда и занятости населения Красноярского края, что позволяет ей и аппарату КРО ВОИ быть в курсе последних изменений в трудовом законодательстве края, а также напрямую принимать участие в обсуждении и принятии законопроектов по трудоустройству инвалидов.

СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ гарантирует предоставление гражданам с инвалидностью следующих государственных услуг в области содействия занятости населения:

• информирование о положении на рынке труда в Красноярском крае;
• организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
• психологическая поддержка безработных граждан;
• профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
• организация проведения оплачиваемых общественных работ;
• организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
• социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
• содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению краевых государственных учреждений службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
• содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения;
• организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО

Трудоустройство инвалидов: мифы и реальность

Миф 1. Инвалидам сложнее оформить документы при трудоустройстве

На самом деле, прием на работу инвалида не имеет никаких отличительных особенностей. При трудоустройстве предъявляются:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если работник трудоустраивается впервые);
  • документ об образовании или о квалификации, или наличии специальных знаний;
  • а также иные документы, с учетом специфики будущей работы;
  • инвалид при трудоустройстве может предъявить работодателю документы, подтверждающие его статус. Одним из таких документов является справка МСЭ, в которой обозначена группа инвалидности. Другим – индивидуальная программа реабилитации и абилитации. Этот документ содержит информацию об имеющихся ограничениях.

Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации и абилитации является обязательной для исполнения организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Однако обязанность работника представлять работодателю документы о своей инвалидности нормативно не предусмотрена. Работник может представить такие документы по собственному желанию, причем как при приеме на работу, так и в процессе работы.

Миф 2. Работодатели не обязаны трудоустраивать инвалидов

В соответствии с ранее упомянутым Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право установления квоты для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности сотрудников для работодателей, у которых штат превышает 100 человек.
На территории нашего региона ситуация немного иная. Условия установления квоты и их размер определены Законом Красноярского края «О квотировании рабочих мест для инвалидов». Им предусмотрено установление квоты для приема на работу инвалидов работодателям, численность сотрудников которых составляет не менее чем 35 человек.  Создание и содержание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств работодателей, добровольных пожертвований юридических лиц и граждан, иных источников.
На сегодняшний день в целом по краю заквотировано 9 207 рабочих мест, из них занято 6 081. Вакантно, следовательно, ждет своих соискателей, свыше 3 тысяч. Стоит отметить, что условия труда на некоторых местах не дают возможности инвалидам занять их. В связи с этим с предприятиями и организациями ведутся переговоры с целью замены неподходящих мест на те, где условия подходят для работы граждан с инвалидностью.

Миф 3. Создание рабочих мест для инвалидов – это дорого

В рамках государственной программы Красноярского края «Содействие занятости населения» служба занятости населения компенсирует затраты на оборудование (оснащение) рабочих мест для граждан с инвалидностью, в пределах 71 360 рублей на каждое.  Благодаря этой программе более чем за 10 лет нашли свою вакансию свыше 1200 человек.
Тем самым служба занятости населения помогает не только инвалидам, но и финансово поддерживает работодателей, что стало особенно актуальным в период пандемии.
С 2019 года служба занятости организует стажировки при трудоустройстве инвалидов на постоянной основе. В рамках программы работодатели в течение трех месяцев получают компенсацию затрат на оплату труда стажеров (ежемесячно – МРОТ, увеличенный на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, и районный коэффициент). По этой программе трудоустроены 87 инвалидов по различным профессиям (специальностям): продавец продовольственных товаров, делопроизводитель, юрисконсульт, администратор, кассир, фармацевт, слесарь-сантехник, изготовитель пищевых полуфабрикатов, слесарь-ремонтник, водитель автомобиля, швея, бухгалтер, повар, экспедитор и другие.

Миф 4. Инвалиду почти невозможно включиться в трудовой процесс, особенно – если он давно не работал

На самом деле, не стоит зря терять силы и время и оставаться наедине со своей проблемой. Лучше обратиться к специалистам, чтобы повысить свою самооценку, обрести уверенность в себе и своих силах. Это подходящая стратегия поведения для тех, кому важна занятость.
Для активизации процесса поиска работы, выработки оптимальной стратегии трудоустройства службой занятости населения инвалидам предоставляются услуги
по социальной адаптации на рынке труда, психологической поддержке, профессиональному обучению и повышению квалификации. На этих занятиях безработные граждане учатся грамотно составлять резюме, проходить собеседования и преодолевать стресс, обретают навыки самопрезентации. При этом используются разнообразные методики и приемы: арт- и телесно-ориентированная терапия, образно-рефлексивные процедуры, дискуссии, мини-лекции, упражнения на улучшение психологического состояния, избавление от тревоги и повышение мотивации к труду.
К жителям отдаленных территорий выезжают мобильные офисы службы занятости. Для желающих пройти курсовую подготовку организуется профессиональное обучение или повышение квалификации. Те, кто хотят открыть собственное дело, могут получить финансовую поддержку от 189,2 до 262 тыс. рублей в зависимости от места проживания на территории края.

Государство обеспечивает инвалидам дополнительные гарантии занятости путем разработки и реализации специальных программ, создания дополнительных рабочих мест, а также установления квоты для приема на работу.

Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации инвалидов реализуются в рамках программ Красноярского края:

Подбор гражданину  работы осуществляется на основании имеющегося у гражданина профессионального образования и опыта работы с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации.

Трудоустройство инвалидов осуществляется на предоставленные работодателями вакантные рабочие места постоянного и временного характера, в том числе квотируемые.

     Дополнительные мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов

Оборудование (оснащение) для незанятых инвалидов рабочих мест

В Красноярском крае с 2010 года реализуется мероприятие, направленное на содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. За этот период  создано 1136 рабочих места для трудоустройства инвалидов.

Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места осуществляется путем предоставления работодателям субсидий на возмещение их затрат на оборудование рабочих мест для  незанятых инвалидов.

 Участники мероприятия:

  • незанятые инвалиды трудоспособного возраста, имеющие показания к трудовой деятельности, обратившиеся в центры занятости населения;
  • работодатели (за исключением государственных учреждений), индивидуальные предприниматели.

Условия предоставления субсидии:

  • оборудование (оснащение) для незанятого инвалида рабочего места в соответствии с изложенными в его индивидуальной программе реабилитации (индивидуальной программе реабилитации или абилитации) рекомендациями по условиям труда и видам трудовой деятельности, с учетом характера функциональных нарушений и ограничений трудоспособности, имеющихся у него профессий (специальностей) и навыков;
  • трудоустройство незанятого инвалида на оборудованное (оснащенное) рабочее место на срок не менее 12 месяцев и сохранение рабочего места, оборудованного (оснащенного) для незанятого инвалида, в течение не менее 12 месяцев с момента его трудоустройства.

Размер субсидии:

Работодателю возмещаются затраты на приобретение, монтаж  и установку оборудования, технических приспособлений, мебели, в том числе специальной, средств для создания благоприятных климатических и иных условий, программного обеспечения, специальных аудиопрограмм, программ, позволяющих увеличивать информацию на экране компьютера для слабовидящих и слепых людей, специального оборудования, усиливающего звук, для слабослышащих инвалидов, и другого оборудования, применение которого позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте.
Субсидия на возмещение затрат работодателя на оборудование (оснащение) для незанятых инвалидов рабочих мест предоставляется работодателю единовременно в размере фактической стоимости оборудования, работ по его монтажу и установке, но не более 71,36 тысячи рублей на одно оборудованное (оснащенное) рабочее место для незанятых инвалидов в 2017-2019 годах.

Предоставление субсидии работодателям на организацию стажировок инвалидов при трудоустройстве на постоянные рабочие места

В 2019 году краевая служба занятости населения впервые приступила к организации стажировок инвалидов при трудоустройстве на постоянные рабочие места. В рамках стажировки трудоустроено 50 инвалидов.

Участники мероприятия:

  • безработные и ищущие работу инвалиды, имеющие показания к труду;
  • работодатели (организации любой формы собственности (кроме краевых государственный и муниципальных учреждений), индивидуальные предприниматели).
Субсидия предоставляется в целях возмещения затрат работодателяна организацию стажировок инвалидов при трудоустройстве на постоянные рабочие места, для повышения уровня профессионального развития занятости инвалидов.

Условия и порядок предоставления работодателю субсидии:

  • наличие вакансий в центре занятости населения, заявленных работодателем, для трудоустройства инвалидов;
  • трудоустройство на постоянные рабочие места безработных и ищущих работу инвалидов на вакансии, заявленные в центры занятости населения;
  • соблюдение работодателем обязанности по выплате заработной платы трудоустроенному инвалиду, а также по уплате налогов на доходы физических лиц и страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • субсидия предоставляется за период организации стажировки, но не более чем на 3 месяца со дня трудоустройства инвалида на постоянное рабочее место.

Размер субсидии:

Субсидированию подлежат затраты работодателя на оплату труда инвалида в период стажировки, но не более одного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а также затраты на уплату страховых взносов, и затраты на уплату районного коэффициента
к заработной плате. Субсидия предоставляется за период не более 3-х месяцев со дня трудоустройства инвалида на постоянное рабочее место.

2016 год

По состоянию на 01.11.2016 в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы обратилось 2459 граждан, относящихся к категории инвалидов (в т.ч. 1,7 тыс. чел. с общим заболеванием). Нашли работу 1590 человек (из них 1,1 тыс. чел. с общим заболеванием). Оказаны государственные услуги по:

• профессиональной ориентации — 2137 инвалидам;
• профессиональному обучению — 91 инвалиду;
• психологической поддержке — 504 инвалидам;
• социальной адаптации — 368 безработным инвалидам;
• содействию самозанятости — 234 инвалидам.

Шести безработным гражданам из числа инвалидов предоставлена единовременная финансовая помощь на открытие собственного дела в размере 77,240 рублей.
Один безработный инвалид стал победителем конкурсного отбора и получил грант в размере 300,0 тыс. рублей. При реализации проектов предпринимателем-инвалидом дополнительно создано 2 рабочих места.

Приняли участие в мероприятиях активной политики занятости 1160 граждан с ограниченными возможностями (из них 751 чел. с общим заболеванием), в том числе:

• организации временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы — 928 инвалидов;
• оплачиваемых общественных работах — 127 инвалидов;
• организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет – 104 ребенка-инвалида.

В рамках реализации мероприятий по трудоустройство инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места за 10 месяцев 2016 года создано и оснащено 37 рабочих мест. На созданные рабочие места трудоустроено 39 инвалидов, в т.ч. имеющие образование:
высшее — 6 чел., среднее и начальное профессиональное – 18 чел., общее образование — 15 чел.;
имеющие группу инвалидности: 3 группа — 28 инвалидов, 2 группа — 7 инвалидов, 1 группа — 4 инвалида.

При подборе для инвалидов сферы и вида деятельности учитываются профессиональное образование, опыт работы, навыки и умения, которыми владеет инвалид, а также рекомендуемые виды труда, рекомендованные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

При содействии Агентства труда и занятости населения и финансовой поддержке КРО ВОИ для трудоустройства двух инвалидов-колясочников в Лесосибирске были оборудованы специальные рабочие места, одно из них — по специальности «мастер по ремонту бытовой техники».

За 3 квартал 2016 года действие Закона «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края» распространялось на 1028 организации с численностью работников свыше 100 человек. Квота для приема инвалидов составила 8169 рабочих мест, из которых 5699 рабочих мест занято инвалидами. Показатель выполнения квоты по краю составил 69,8%.

Меры, направленные на содействие трудоустройству инвалидов, позволили увеличить долю трудоустроенных инвалидов, обратившихся в службу занятости населения до 64,7%, а также расширить перечень профессий, специальностей для трудоустройства инвалидов.

2017 год

В 2017 году субъектам РФ установлен целевой показатель по численности работающих инвалидов трудоспособного возраста. Для Красноярского края этот показатель в 2017 году составляет 29% или 17947 инвалидов. Для достижения целевого показателя Агентством проведена следующая работа: внесены изменения в Закон края «О квотировании рабочих мест для инвалидов», утвержден план мероприятий «Повышение уровня трудоустройства инвалидов трудоспособного возраста в Красноярском крае», в муниципальных образованиях созданы комиссии по делам инвалидов, которые возглавляют главы городских округов и муниципальных районов, реализуются новые направления в технологии работы с инвалидами.

2018 год

По уровню трудоустройства инвалидов, обратившихся за помощью, Красноярский край входит в число лидирующих субъектов Российской Федерации. По итогам 2018 года уровень трудоустройства инвалидов в крае составил 88,3% от числа инвалидов, обратившихся в службу занятости населения.

Успешное решение вопросов профессиональной реабилитации инвалидов достигается за счет межведомственного взаимодействия КРО ВОИ, службы занятости населения с органами государственной власти Красноярского края, органами местного самоуправления, краевыми общественными организациями инвалидов, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, работодателями, а также за счет организации системы контроля за уровнем трудоустройства инвалидов, обратившихся в краевую службу занятости населения.

Взаимодействие осуществляется в рамках соглашений о сотрудничестве, планов совместных мероприятий по профессиональной реабилитации инвалидов, регламента межведомственного взаимодействия, государственных программ Красноярского края.

В Пировском районе в МБУК «Межпоселенческая централизованная клубная система» для трудоустройства двух молодых инвалидов по профессиям (специальностям) «звукооператор» и «кинооператор» оборудованы рабочие места и приобретена необходимая аппаратура (малошумящий микшерский пульт, вокальная радиосистема с ручным передатчиком, активная акустическая система, усилитель мощности, колоночный ультрагиб, рэковая стойка на колесиках, спикон, пассивная акустическая система (низкочастотная), разъем и аудиоразъем).

При создании рабочего места в ООО «КрасТЭМ» (г. Красноярск) для трудоустройства инвалида 1 группы по профессии (специальности) «швея» приобретена швейная машина.

При создании рабочего места в КГБУ СО «Пансионат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Ветеран» (г. Красноярск) для трудоустройства инвалида 1 группы по специальности «медицинская сестра по массажу» приобретен массажный стол и настенный поручень для беспрепятственного доступа инвалида к своему рабочему месту.

АО «КБ «Искра» (г. Красноярск) для трудоустройства инвалида 2 группы по профессии (специальности) «инженер» приобретен специальный рабочий стол с подставкой для чертежей.

У ИП Афанасьева (г. Красноярск) для инвалида 2 группы создано рабочее место на дому по специальности «консультант по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей». Рабочее место оснащено компьютерной техникой и веб-камерой.

В МБДОУ «Центр технического творчества» (г. Бородино) для трудоустройства инвалида 2 группы, имеющего высшее образование, по профессии (специальности) «техник по инструменту» приобретен ноутбук и 3D принтер для разработки специализированных программ и отслеживания работы при изготовлении изделий на 3D принтере.

В Балахтинском районе в МБУК «Балахтинская централизованная клубная система» трудоустроен инвалид 2 группы по профессии (специальности) «руководитель кружка». Для ведения кружка-студии приобретено необходимое оборудование (ноутбук, кресло компьютерное, утюг, оверлок).

При создании рабочего места в МБУК «Партизанская межпоселочная библиотека» Партизанского района для трудоустройства инвалида 2 группы по профессии (специальности) «программист» приобретена компьютерная техника и рабочий стол.

Образование

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, реализующих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Для обеспечения образования создаются специальные условия. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

• специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания
обеспечение доступа в здания организаций и создание специальных технических средств обучения
• специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий

Психолого-педагогическое сопровождение

На территории Красноярского края комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) реализуется в следующих учреждениях и их структурных подразделениях.

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
• Службы ранней помощи
Психолого-медико-педагогические комиссии
Консультационные центры/пункты
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации

Инклюзивное и специальное образование

Обеспечение права каждого ребенка на образование – безусловный приоритет краевой системы образования. В Красноярском крае право на доступное и качественное образование реализуется для всех детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью (далее – ОВЗ), а это более 28 тыс. детей в возрасте от 0 до 18 лет (включая 12 602 ребенка-инвалида), что составляет 4,3 % от общей численности детского населения. Образовательную услугу на дому получают 1 087 детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных школах.

Развитие инклюзивного образования в нашем регионе осуществляется согласно Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы, утвержденной указом Губернатора края от 13.10.2017 № 258-уг и Планом мероприятий по реализации Концепции. Концепция представляет систему взглядов на получение образования детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами, в Красноярском крае, раскрывает цели, задачи, принципы развития инклюзивного образования, а также приоритетные направления и механизмы реализации региональной образовательной политики в сфере образования детей с ОВЗ.

Специальное образование представлено сетью отдельных краевых учреждений, подведомственных министерству образования Красноярского края, в которых обучаются около 6 тыс. детей с ОВЗ, включающая 40 общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее — АОПП), в том числе:

• 3 образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования для детей с нарушением слуха, включая один детский сад;
• 29 школ, реализующих АОПП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью);
• 9 школ, реализующих АОПП на уровне начального, основного, среднего общего образования:
• для детей с ЗПР – 1 школа,
• для обучающихся с нарушением зрения – 2 учреждения,
• для обучающихся с нарушением слуха – 3 учреждения,
• для обучающихся с множественными соматическими заболеваниями – 3 учреждения;
Школа дистанционного образования.

Право на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в краевой системе образования обеспечивается посредством следующих механизмов:

• развитие инклюзивного образования в муниципальных образовательных учреждениях при сохранении сети отдельных специальных краевых учреждений, реализующих АООП (ранее коррекционные школы);
• обеспечение создания необходимых специальных условий для детей с ОВЗ – безбарьерной образовательной среды;
• определение повышенного норматива финансирования образования ребенка с ОВЗ;
• нормативно-правовое обеспечение образования детей с ОВЗ на уровне края;
• предоставление выбора форм получения образования и форм обучения;
• создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ;
• формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования;
• взаимодействие и сотрудничество с общественными, в том числе родительскими, организациями по актуальным вопросам развития образования детей с ОВЗ;
• формирование через СМИ, учащихся и их родителей, педагогов позитивного отношения к инклюзивному образованию как к «иной» парадигме образования детей с ОВЗ, основанной на принципе равного отношения ко всем людям.