21 марта 2014 года состоялось заседание Совета при Губернаторе Красноярского края по делам инвалидов. Тема заседания: О рассмотрении доклада Красноярского края по выполнению положений Конвенции о правах инвалидов.
Председатель Красноярской РО ВОИ Зименко Галина Васильевна выступила по вопросу: «Роль общественных организаций в выполнении положений Конвенции о правах инвалидов» с докладом на тему: Участие Красноярской региональной организации ВОИ в выполнении Конвенции по правам инвалидов.
Красноярская региональная организация ВОИ осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и программой Всероссийского общества инвалидов, Уставом КРО ВОИ, краевого и российского законодательства. Главными целями организации являются: защита прав и интересов инвалидов, достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества, интеграция инвалидов в общество.
Для решения вышеперечисленных задач в крае действуют 43 местные организации ВОИ, 330 первичных организаций. На учете состоит 31 608 человек. Членство представителей ВОИ в координационных советах по делам инвалидов при Губернаторе и муниципальных образованиях, общественных советах при министерстве архитектуры и строительства, министерстве социальной политики Красноярского края, агентстве труда и занятости, краевой клинической больнице помогает озвучивать проблемные вопросы инвалидов и находить пути их решения. В соответствии с договорными обязательствами с фондом социального страхования, наша организация участвует в работе комиссии по отбору организаций, поставляемых технические средства реабилитации для инвалидов. Только за 2013 год на предмет соответствия технических характеристик условиям технического задания проверено 19 различных наименований технических средств реабилитации и подписано 40 актов. ВОИ оказывают помощь инвалидам в подготовке документов для обращения в фонд социального страхования, прокуратуру, спонсорам, с целью получения ТСР. Партнёрство с краевым государственным учреждением культуры «Дворец Труда и Согласия» и централизованной клубной системой города Красноярска способствует социокультурной реабилитации инвалидов, развитию таланта и творчества.
Вопросы по медицинскому обслуживанию, лекарственному обеспечению, санаторно-курортному лечению регулярно поднимаются общественными организациями на круглых столах. По мере поступления просьб и жалоб от инвалидов, организации ВОИ, обращаются в различные инстанции: аптеки, поликлиники, стационары, отделы здравоохранения, для решения проблем. На сегодня, в крае остаются проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды, это: отсутствие возможности у инвалидов своевременно выписывать льготные рецепты, в связи с тем, что на прием к врачам трудно попасть; отказ инвалиду в выписке лекарственных препаратов, в связи с тем, что на данный момент их нет в обслуживающей аптеке; задержка лекарственных препаратов, имеются случаи получения инвалидами лекарств только после обращения в прокуратуру. В связи с тем, что в государственных клиниках оборудование для проведения электроэнцефалографического исследования детей-инвалидов устаревшее, семьям приходится обращаться в платные клиники. В связи с невозможностью инвалидов, проживающих в Красноярском крае, реализовать свои права по санаторно-курортному лечению по причине ежегодного уменьшения закупаемых путёвок, 59,4% инвалидов отказались от социального пакета. В 2013 году санаторно-курортным лечением охвачено всего 24,7% обратившихся с заявлениями граждан, что составляет 4829 путевок. Многие инвалиды получают путевки только после обращения в прокуратуру или суд.
В связи с обращениями граждан по проблемам медико-социальной экспертизы, связанной со снижением группы инвалидности, либо снятии группы вообще, не достаточной содержательной части индивидуальной программы реабилитации, инвалидам оказывалась помощь в подготовке жалоб в главное бюро МСЭ, после чего группу восстанавливали, в ИПР вносились изменения и дополнения в интересах инвалидов. Существует проблема по просрочке освидетельствования инвалидов, проживающих в отдалённых труднодоступных территориях Красноярского края. К сожалению, плановый выезд специалистов МСЭ в отдалённые территории не всегда соблюдается.
Вопросы по трудоустройству и занятости инвалидов регулярно обсуждаются на «круглых столах», семинарах, заседаниях общественного совета при агентстве труда и занятости населения Красноярского края. Для улучшения положения по трудоустройству инвалидов, нами были подготовлены предложения в Законодательное Собрание Красноярского края по изменению и дополнению краевого закона «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края». ВОИ участвует в реализации региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на содействие трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные для них рабочие места. Так, в 2013 году создано 10 рабочих мест в городах: Красноярск, Лесосибирск, Назарово и Краснотуранском, Березовском районах. В рамках региональной программы «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Красноярского края на 2013-2015 годы организация предоставляла инновационную социальную услугу населению «Содействие в трудоустройстве инвалидов из числа выпускников профессиональных образовательных учреждений РФ». В результате десять инвалидов прошли трёхмесячную стажировку по специальностям: юрист, бухгалтер, швея, оператор ПЭВМ, автослесарь, мастер по ремонту обуви. К сожалению, после стажировки только 3 инвалида были готовы к самостоятельной трудовой деятельности по своей специальности и смогли трудоустроиться. Кроме этого, обществом инвалидов разработаны предложения в комплексный межведомственный план создания системы адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности по проведению профориентационной работы с инвалидами-детьми в школе, ознакомлении их с миром профессий, рынком труда для инвалидов, проведении экскурсий на предприятия и организации, где работают инвалиды, проведении встреч со специалистами-инвалидами. Нами предложено проводить тестирование учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ с целью их определения в выборе профессии с учетом их желания, возможностей и в соответствии с рекомендациями их индивидуальной программы реабилитации. Это позволит исключить случаи, когда выпускники не желают и не идут работать по специальности, которую получили в профессиональном образовательном учреждении.
Социально-бытовое обслуживание. В связи с обращениями инвалидов, оказывается содействие в выделении социального работника, выделении средств на проведение ремонта жилого помещения, оформлении престарелых и одиноких инвалидов в пансионаты круглосуточного пребывания, обеспечении дровами, пиломатериалами для ремонта домов, оформлении документов для получения субсидий на оплату коммунальных услуг, выделении средств на погашение задолженности по квартплате. Силами активистов инвалидам оказывается социально-бытовая помощь на дому по закупке продуктов питания, уборке в квартире, приготовлении пищи. Инвалиды посещаются в больницах.
Положение по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Красноярского края по сравнению с предыдущими годами улучшается. В 2013 году в июне в городе Иркутске я прошла обучение и получила сертификат эксперта доступности объектов социальной и иной инфраструктуры для маломобильных групп населения. В настоящее время проектная документация при реконструкции, капитальном ремонте, а так же при строительстве объектов недвижимости, согласуется с ВОИ, на предмет доступности маломобильных групп населения. ВОИ регулярно проводит мониторинги по основным вопросам жизнеобеспечения инвалидов. Так, в 2013 году был проведен мониторинг среди инвалидов по доступности железнодорожного транспорта и ж/д объектов в Красноярском крае. В транспортную прокуратуру было направлено соответствующее обращение. В настоящее время ведется работа для принятия мер по обеспечению доступности объектов железнодорожного транспорта для инвалидов. По ходатайству ВОИ, работниками ГИБДД был проведен рейд «Парковочные места для инвалидов» в связи с тем, что водители, не имеющие инвалидности, не соблюдали требования, занимая парковочные места для инвалидов.
Работа с различными категориями инвалидов.
В обществе инвалидов проводится работа с детьми-инвалидами, женщинами-инвалидами, инвалидами-колясочниками, а также с другими категориями граждан, состоящие на учете в ВОИ: инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны, пожилыми инвалидами, инвалидами по зрению и слуху. Работа проводится по следующим направлениям: обучение компьютерной грамотности, декоративно-прикладному и изобразительному искусству; развитие вокального и музыкального творчества; просвещение и всестороннее развитие; информационно-познавательная деятельность; развитие адаптивной физкультуры и спорта, туризма; организация досуга, помощь в открытии собственного дела; содействие в трудоустройстве. Среди инвалидов проводится информационно-просветительная и информационно-пропагандистская работа, организуются благотворительные акции с целью оказания помощи больным детям. Реализуются социальные проекты. С инвалидами-колясочниками проводятся беседы по телефону, через интернет. Их посещают на дому, обеспечивают продуктовыми наборами. Основные задачи: создание положительного психологического состояния, информационное сопровождение, содействие в создании доступной среды.
Информационная деятельность. Одной из уставных задач ВОИ является формирование в обществе правильного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и к деятельности ВОИ. С этой целью общество инвалидов взаимодействуют со средствами массовой информации. О деятельности ВОИ и возможностях граждан с ограниченными возможностями публикуются статьи в собственной газете «Милосердие и Надежда», в газетах издательств местного и российского уровня, проводятся радиопередачи и трансляции по местному телевидению в городах края. Статьи размещаются на собственной сайте КРО ВОИ. В результате чего повышается активность инвалидов в жизнедеятельности ВОИ, увеличивается количество инвалидов, принимавших участие в мероприятиях и акциях местного уровня; улучшается их эмоциональное и психическое состояние.
С целью защиты прав и интересов инвалидов, достижения инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества, интеграции инвалидов в общество, ВОИ взаимодействует со всеми структурами органов власти, в том числе с министерством социальной политики.
Кроме этого, хочу обратить внимание на то, что наши общественные организации не финансируются, им приходится самим зарабатывать на уставную деятельность и свою заработную плату. 23 председателя местных организаций ВОИ работают в настоящее время на общественных началах, что составляет 54% от общего количества руководителей ВОИ в крае. В некоторых организациях для инвалидов в год проводится до 150 различных мероприятий, направленных на интеграцию инвалидов в общество.
Учитывая вышесказанное и важность работы ВОИ как социально ориентированной организации, обращаюсь к органам власти с просьбой найти возможность и включить в штат единицу специалиста по работе с инвалидами, трудоустроив руководителя местной организации ВОИ.
Предложения
Подводя итоги, хочется отметить наиболее проблемные вопросы, решение которых улучшат положение инвалидов в Красноярском крае:
- В крае работает долгосрочная целевая подпрограмма «Доступная среда для инвалидов». К сожалению, подобные программы приняты только в 14 муниципальных образованиях края, что составляет 2,4% от общего количество муниципальных образований в крае. Предлагаем рекомендовать органам местного самоуправления разрабатывать подобные программы и проводить регулярную планомерную работу по социально-бытовой адаптации инвалидов, социально-психологической реабилитации, адаптивной физкультуре и спорту, социально-трудовой реабилитации.
- По медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению. С целью улучшения положения в данном направлении, предлагаем постоянно держать на контроле кадровый вопрос в учреждениях медицинского назначения на всей территории Красноярского края, принимать меры по сокращению очередности в дневные стационары, психоневрологические дома-интернаты; своевременной поставке лекарственных препаратов; приобретению современного оборудования для медицинского обследования (электроэнцефалограммы) детей-инвалидов.
- По санаторно-курортному лечению. С целью реализации права граждан, имеющих право на социальный пакет, предлагаем выйти с данной проблемой на федеральный уровень.
- По медико-социальной экспертизе. С целью сокращения количества жалоб в главное бюро МСЭ, после которых вопрос решается в пользу инвалидов, проводить работу со специалистами, принимать меры по оказанию содействия своевременного повторного освидетельствования инвалидов, проживающих в отдалённых труднодоступных территориях края, соблюдению плановых выездов специалистов МСЭ в отдалённые территории.
- Трудоустройство и занятость. С целью улучшения положения по трудоустройству молодежи, предлагаем увеличивать срок предоставления инновационной социальной услуги населению «Содействие инвалидам-выпускникам в трудоустройстве» до 6-ти месяцев.
- Реализация мер социальной поддержки инвалидов по обеспечению их жильем. В связи с тем, что в населённых пунктах жилье практически не строится, инвалиды не имеют возможности реализовать свое право на улучшение жилищных условий. Необходимо принимать меры по обеспечению нуждающихся инвалидов жильем в сельских районах; по выделению земельных участков инвалидам для строительства жилья.
- По доступной среде. В отдаленных районах края проводить работу по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.
- Социокультурная реабилитация инвалидов. В связи с тем, что основная работа по социокультурной реабилитации инвалидов ложится на плечи общественных организаций, предлагаем планировать в бюджетах средства на проведение культурно-массовых мероприятий местного, краевого и выезды талантливых инвалидов на мероприятия российского и международного уровня (фестивали, конкурсы и т.п.).
- Учитывая социальную ориентированность деятельности Всероссийского общества инвалидов, рекомендовать учреждениям социального обслуживания и органам социальной защиты, найти возможность и включить в штат единицу специалиста по работе с инвалидами, трудоустроив на это место руководителя местной организации ВОИ.
Мы понимаем, что для решения некоторых вышеперечисленных вопросов требуются финансовые средства, поэтому данную работу, конечно же, необходимо заранее планировать.
Считаю, что краевые и федеральные законы соответствует требованиям Конвенции ООН по правам инвалидов, но механизмы их реализации препятствуют для получения таковых прав инвалидами. Кроме этого, задача о выполнении Конвенции должна стоять перед всеми министерствами соответственно направлениям их деятельности и обсуждаться на общественных советах, созданных при них.