Инклюзия в понимании

В данной статье рассматривается вопрос инклюзии, подчеркивается актуальность проведенного исследования в рамках реализации проекта «Отражение», поддержанного Фондом президентских грантов 2019г.

В современном обществе остро стоит проблема понимания инклюзии. Главное не то, как люди с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в обществе, а как человечество относится к таким людям. Ведь каждый человек нуждается в принятии и поддержке.

Главный вопрос — как современное общество относится к человеку с ограниченными возможностями здоровья?

Инклюзия (от «inclusion» – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предусматривается для человека с особыми потребностями как неограниченное его участие во всех формах жизнедеятельности.

Невозможно не заметить актуальность данной темы, ведь сейчас, к сожалению, в нашем мире количество взрослых людей и детей с ограниченными возможностями здоровья растёт. Данной проблемой занимаются многие, и она актуальна. Отмечаем, что инклюзия достижима в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи.

В рамках реализации мероприятий первого этапа проекта «Отражение», был проведен отборочный тур для учащихся общеобразовательных школ и молодежи города Назарово Красноярского края. Серия ознакомительных мероприятий, проведенных в игровой форме, позволила показать, как живут люди с ограниченными возможностями здоровья, с какими проблемами они сталкиваются ежедневно и главное, как людей с ОВЗ принимают в обществе.

Благодаря выстроенным блокам, участники проекта смогли принять на себя социально-бытовые ситуации людей с разной категорией инвалидности (слух, зрение, интеллект, ограничение в передвижении), а специалисты постарались разъяснить и показать нюансы письма Л. Брайля, уникальный жестовый язык, психологические особенности общения, правильное оказание помощи и социальную терминологию.

В процессе общения с молодежью было видно, что барьера нет, идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают сознанием. Происходит поворот социального интереса к людям, не таким как все, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности.

Вопрос инклюзивной культуры остается открытым, так как одно дело – теория, а практика может показать неготовность столкнуться один на один с ситуацией взаимопонимания. Готово ли сейчас молодое поколение к такому ответственному шагу, как инклюзия?

Для этого мы решили провести опрос в виде диалога в социальных сетях среди участников проекта «Отражение». Цель опроса: выяснить понимание проблемы инклюзии среди современной молодёжи после участия в отборочном туре первого этапа проекта.

На сегодняшний день все общеобразовательные учреждения открыты для особых учеников, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного поведения. А вот готовы ли остальные к общим встречам, и главное — кто объяснит негласные правила общения?

В опросе–диалоге предлагалось ответить на единственный вопрос: «Что нужно сделать, чтобы изменить негативное отношение к восприятию людей с особенностями развития?». По результатам проведенного опроса мы получили следующие данные: пилотажное исследование показало, что все респонденты положительно относятся к лицам с ограниченными возможностями, в том числе — с интеллектуальными нарушениями; отмечают такие положительные черты личности, как: работоспособность, упорство в достижении цели, доброжелательность и терпение.

Многие респонденты готовы видеть людей с инвалидностью своими соседями по лестничной клетке, но затрудняются ответить, если этим соседом будет их родственник. Нежелательно, по мнению участников опроса, если лица с ограниченными возможностями здоровья будут коллегами, подчиненными, врачами, учителями, представителями власти. Некоторые респонденты считают, что детям с нарушениями в развитии необходимо проходить обучение в специальном классе, в школе индивидуального обучения.

Полученные нами данные свидетельствую о том, что молодежь заинтересована в проблеме инклюзии в нашем городе. В настоящее время не каждый готов принять человека с ОВЗ. Но осознание того, что люди видят данную проблему, что общество готово говорить, размышлять, действовать и мотивировать каждого для решения проблемы инклюзии. Поэтому, процесс инклюзии в обществе — это не только техническое или информационное внедрение каких–либо изменений, а прежде всего – это изменение взгляда на жизнь и её ценность, развитие культуры инклюзии.

Анна Пахомова,

председатель МО ВОИ г. Назарово

Поделитесь этой публикацией в социальных сетях: