О льготах – в СМС-сообщениях

С 2020 года россиян будут информировать о положенных им мерах соцподдержки, льготах и пособиях с помощью СМС-сообщений, через портал госуслуг и контакт-центр

В настоящее время получение социальной поддержки, льгот и пособий в России основано на заявительной системе. То есть человек сначала должен обратиться в определенные структуры с заявлением, и только после его рассмотрения и одобрения могут быть предоставлены те и иные меры соцподдержки. Подобным образом система работает как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях.

Зная, что для получения тех или иных льгот и пособий придется пройти множество кабинетов и предоставить кучу справок, человек нередко отказывается даже от тех мер социальной поддержки, которые ему положены по закону. А многие люди вообще не знают о них.

«Неизвестные» льготы

Результаты исследования Общественной палаты РФ «Семейная политика: меры поддержки глазами семей» показали, что 35% российских семей с детьми не пользуются положенными им по закону льготами, сообщают. Они просто не знают о них.

Самыми «неизвестными» для российских семей льготами оказались налоговые послабления на транспорт и землю, получение путевок в оздоровительные лагеря, праздничные подарки для детей из многодетных семей и возможность бесплатно посещать музеи.

Не знают о своих правах и родители с инвалидностью. Так, к примеру, о пособии для детей родителей-инвалидов не знают 53% таких семей. А пользуются такой возможностью лишь 18% семей.

Одной из причин того, что многие российские семьи не пользуются положенными им по закону льготами, является заявительный способ их получения. Как пояснили в Минтруде, получить различные выплаты и льготы можно только в том случае, если лицо, которому полагаются эти льготы, подаст соответствующее заявление.

– Можно предположить, что часть граждан, имеющих права на социальную поддержку, не получает все положенные выплаты и льготы. Например, семья может получать две меры социальной поддержки и потенциально подходить под критерии еще трех, установленных на муниципальном уровне, но не написать заявления на их предоставление, – пояснили в пресс-службе Минтруда.

Директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова считает, что методы и средства, которые обеспечивают выплаты и льготы, являются неэффективными. «Например, все семьи с детьми-инвалидами есть в реестре инвалидов. Мы потратили много средств на то, чтобы создать этот реестр на основе Пенсионного фонда. И если через эту систему не проинформировали людей, что они имеют право на пособие, зачем тогда мы тратим такие деньги на создание цифровых платформ? Тогда, возможно, их лучше распределить на пособия», – отметила она.

Несмотря на то, что цифра в 35% (количество российских семей с детьми, которые на знают о полагающихся им по закону льготах) выглядит довольно внушительно, реальные показатели могут быть еще больше. Эксперты отмечают, что на самом деле льготников всех категорий, не знающих о своих привилегиях, в России еще больше – до 60%.

Директор научно-образовательного центра социального развития РАНХиГС Любовь Храпылина акцентировала внимание на том, что реального просвещения в этой области нет, сведения доводятся до льготников отрывочно. «Системное информирование со стороны органов социальной защиты или служб, ответственных за активное распространение данной информации, у нас не складывается давно. К людям никто не приходит с такими сведениями, и, конечно, в итоге многие не знают, на что у них есть права», – отметила она.

Вся информация о льготах – каждому конкретному человеку

В 2020 году Минтруд планирует запустить систему информирования граждан о положенных им мерах социальной поддержки, льготах и пособиях, сообщает «Российская газета». Информация будет предоставляться о положенных человеку мерах соцподдержки, льготах и пособиях на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

– Существует некий информационный вакуум – многие россияне имеют право на меры социальной поддержки от государства, но не получают их, потому что не знают, что именно им положено и в какую организацию нужно обратиться, чтобы их предоставили, – рассказал заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Скляр в интервью «Российской газете». – Каждая из социальных организаций может рассказать человеку только о той помощи, которую он может получить именно у нее. И сложно «сложить пазлы», чтобы узнать о всем комплексе мер социальной поддержки, на который он может рассчитывать.

Для решения этой проблемы Минтруд планирует запустить в 2020 году систему информирования граждан о положенных им мерах социальной поддержки, льготах и пособиях на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. По словам Скляра, сейчас в разработке более 150 различных жизненных событий, возникновение которых порождает соответствующие права на получение определенных мер социальной поддержки.

При наступлении определенного события в жизни человека, его будут информировать о полагающихся в таких случаях мерах социальной поддержки, льготах и пособиях. Информация будет доноситься до каждого конкретного человека с помощью СМС-сообщений, через портал госуслуг и единый контакт-центр.

О мерах соцподдержки – в СМС-сообщениях, через портал госуслуг и единый контакт-центр

На первом этапе – в 2020 году – информирование будет происходить через портал госуслуг. В личный кабинет пользователя портала будет приходить уведомление: в связи с таким-то жизненным событием, которое дает право на получение определенных мер социальной поддержки. Он также получит информацию о том, куда необходимо обратиться для этого и какие документы понадобятся (на них будет прописана ссылка).

С 2021 года информирование о мерах социальной поддержки, льготах и пособиях при возникновении каких-то жизненных событий будет осуществляться путем рассылки СМС-сообщений Для получения таких СМС-уведомлений понадобится согласие человека.

На следующем этапе информация будет предоставляться через единый контакт-центр. Для идентификации в нем необходимо будет назвать кодовое слово или войти путем считывания биометрических данных.

Запуск системы будет осуществлен в два этапа. Первый этап будет реализован ближе к осени 2020 года, когда во всех регионах заработает робот. Второй этап – в 2020 году в семи регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Алтайский край, Севастополь, Пензенская область).

Единый контакт-центр начнет работу с осени 2020 года. Сначала он будет работать в пилотном режиме. Это будет единый номер телефона и чат-бот, на который можно будет как позвонить, так и написать. Звонки в единый контакт-центр будут бесплатными по всей России.

Информация о льготах для людей с инвалидностью

Для людей с различными формами инвалидности планируется использовать специальные технологические решения, позволяющих им взаимодействовать с системой информирования с учетом его физических особенностей. Кроме того, планируется предоставить доступ к этой информации не только людям с инвалидностью, но и их законным представителям – родственникам и опекунам.

– Планируется предусмотреть возможность получения информации и иного взаимодействия, например, подачи заявления на получение меры соцподдержки по любому из электронных каналов его законным представителем. Ведь если в рамках очного взаимодействия доверенное лицо может взаимодействовать с государственными органами и организациями в качестве законного представителя человека, то в рамках электронного взаимодействия такой возможности пока нет. Для этого мы планируем вести реестр законных представителей, и им будет приходить вся информация для их доверителей, – сказал Алексей Скляр.

Информировать людей планируется не только о тех мерах социальной поддержки, льготах и пособиях, которые им положены при наступлении каких-либо событий в жизни человека, но и тех правах, которые были сформированы раньше, и о которых он, возможно, не знал. Так, к примеру, если человеку несколько лет назад была установлена инвалидность, то он получит уведомление в 2020 году о том наборе мер социальной поддержки, которые ему положены в настоящее время.

– Сейчас люди поставлены в неравные условия. Семьи и люди, имеющие право на один и тот же набор мер социальной поддержки, получают их в разных объемах. Просто потому, что одни лучше образованы, имеют необходимый доступ и возможности поиска информации и в связи с этим лучше информированы, а другие – нет. Мы хотели бы устранить это неравноправие, – отметил Алексей Скляр. – Допустим, человек с инвалидностью может пользоваться некоторыми мерами соцподдержки, но не всеми, поскольку о правах на остальные он просто не знает. Информирование повысит его осведомленность и прибавит возможностей для получения всесторонней поддержки от государства.

Источник

 

Поделитесь этой публикацией в социальных сетях: