Основные изменения в учетно-регистрационной сфере

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю информирует Вас о том, что с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) (за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки), регулирующий порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также порядок государственного кадастрового учета объектов недвижимости (п. 1 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ).

  1. Так, Федеральным законом № 218-ФЗ кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации. В результате объединения двух систем сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), который объединил сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН) и Едином государственном реестра прав (далее – ЕГРП).

Согласно Федеральному закону № 218-ФЗ проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее может исключительно Росреестр и его территориальные органы. Теперь эти полномочия не могут быть переданы каким-либо подведомственным учреждениям.

  1. Как и прежде, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в ЕГРН.

При этом, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственную регистрацию прав можно осуществить одновременно, на основании одного общего заявления (за исключением случаев, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот).

Так, кадастровый учет и государственная регистрация должны проводиться одновременно в случаях:

— создания объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

образования объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной государственной регистрации прав);

— прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

— образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации, за исключением случая, установленного Федеральным законом № 218-ФЗ.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости может осуществляться без проведения одновременного кадастрового учета в случаях, когда сведения о заявленных объектах содержатся в ЕГРН. Например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав и т.п.

В Федеральном законе № 218-ФЗ также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет объектов недвижимости должен осуществляться без одновременного проведения государственной регистрации прав. Такое проведение учета возможно, в частности, в случае:

— создания объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;

— прекращения существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

— изменения основных характеристик объекта недвижимости.

  1. Федеральным законом № 218-ФЗ установлен перечень лиц, по заявлениям которых может осуществляться учет объектов недвижимости и государственная регистрация прав на них. Кто именно вправе подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация – одновременно или раздельно.

Так, согласно нормам данного закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

— собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, – при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;

— орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, – при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, можно представить:

— в бумажном виде – лично (в орган регистрации прав, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в орган регистрации прав);

— в форме электронных документов – через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

С 01.01.2017 представить заявление и документы можно не только по месту нахождения объекта недвижимости. Теперь заявитель, вправе обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ приведен на сайте Росреестра.

Федеральным законом № 218-ФЗ установлена единственная возможность отказа в приеме документов при личном обращении, в случае, если не установлена личность заявителя (когда им не предъявлен или он отказался предъявить документ, удостоверяющий личность (п. 15 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ)).

Кроме того, отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юридического лица (ч. 9 ст. 18 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно Федеральному закону № 218-ФЗ орган регистрации прав самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

  1. В статье 25 Федерального закона № 218-ФЗ перечислены основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения.

К ним, в частности, относятся:

— несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

— наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

— отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

— если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

— в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

  1. Федеральным законом № 218-ФЗ сокращен общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав.

При подаче документов в орган регистрации прав он составит:

— 5 рабочих дней – для кадастрового учета;

— 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

— 7 рабочих дней — для государственной регистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

  1. В Федеральном законе № 218-ФЗ уточнены объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются. Так, в кадастр недвижимости с 01.01.2017 вносятся сведения о машино-местах, едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

Машино-места учитываются в кадастре и регистрируются как самостоятельные объекты недвижимости. Их допустимые размеры установлены Минэкономразвития России. Собственник зарегистрированного машино-места может зарегистрировать право собственности на него, выделив долю в натуре.

Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него проводятся в следующих случаях:

— завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

— объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

  1. В статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с ранее действующим законодательством, основания приостановления по регистрации прав объединены с основаниями приостановления по кадастровому учету, в результате чего этот список значительно увеличен (в нем перечислено 55 оснований).

Указанные основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и регистрации будет отказано.

Федеральный закон № 218-ФЗ установил и более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации прав. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ кадастровый учет объектов и регистрация прав могут быть приостановлены на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 3- 8 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ).

В заявительном порядке действия могут быть приостановлены на шесть месяцев (ст. 30 Федерального закона № 218-ФЗ). При этом в законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

  1. Изменился порядок удостоверения осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (ст. 28 Федерального закона № 218-ФЗ). Проведенная государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН.

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок, по-прежнему, удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

  1. Федеральным законом № 218-ФЗ предусмотрена возможность осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав без участия правообладателя в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

— органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направлять документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

— ФМС России – информацию об изменении сведений о физическом лице;

— ФНС России – информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

— суды или уполномоченные органы, наложившие арест, – заверенную копию такого акта;

— нотариусы – сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия орган регистрации прав вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

  1. Также, во исполнение требований Федерального закона № 218-ФЗ Росреестром запущен электронный сервис для получения сведений из ЕГРН, с помощью которого можно получить выписку из ЕГРН о любом объекте недвижимости.

Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости содержит описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, их ограничениях и обременениях. Кроме того, выписка содержит сведения о возражении в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости или о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя.

Запросить общедоступные сведения из ЕГРН об объекте недвижимости может любое заинтересованное лицо удобным для него способом – в электронном виде и при личном обращении в орган регистрации прав или МФЦ.

В соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ сведения из ЕГРН по запросу, направленному посредством электронного сервиса, предоставляются в течение 3 дней. За предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с законодательством взимается плата.

Доработаны в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ сервисы сайта Росреестра «Личный кабинет правообладателя» и «Личный кабинет кадастрового инженера», а также сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», которые предоставляют актуальную информацию из ЕГРН об объекте недвижимости. В личном кабинете правообладателя доступен сервис «Офисы и приемные. Предварительная запись на прием», который предоставляет заявителю возможность заранее спланировать визит в орган регистрации прав.

Также на сайте Росреестра открыт доступ к сервисам, которые позволяют получать информацию о ходе оказания услуги («Проверка исполнения запроса (заявления)»), проверить корректность электронной подписи и распечатать полученную в электронном виде выписку («Проверка электронного документа»).

Поделитесь этой публикацией в социальных сетях: